Замки Европы

Дворец Шёнбрунн. Парк и достопримечательности

Schloss Schönbrunn

Вена

Парк и достопримечательности

С 1779 года парк Шёнбруннского дворца, стал для венцев, одним из излюбленных мест отдыха, а с прошлого середины столетия, территория Шёнбрунна, стала популярным туристическим аттракционом. Общая протяжённость парка составляет 1 км с севера на юг, и 1,2 км с востока на запад. Великолепный парк, прекрасно гармонирует со зданием дворца, дополняя величественное здание барочными садами, и дополнительными архитектурными элементами, вызывающими большой интерес посетителей.

"Schöner Brunnen"

Рассказ о достопримечательностях дворцового парка Шёнбрунн, несомненно, стоит начать с предмета, давшего согласно легенде, название этого места. Речь идёт об источнике, который в начале XVII века, обнаружил здесь император Матиас. (Schöne Brunnen – в переводе с немецкого означает «прекрасный источник»). Первый колодезный дом, был сооружён придворным садовников Штекховеном, но позднее в 1771 придворный архитектор Исидор Каневали, заменил его на новый.

Он представляет собой квадратный павильон, с открытой полукруглой аркой. Она как бы обрамляет статую нимфы, выполненную Вильгельмом Байером. Девушка, склонившись над бассейном, держит в руках вазу, из которой изливаются потоки чистой воды, когда-то так понравившейся императору.

Фонтан Нептуна

Фонтан Нептуна

По замыслу создателей парка, расположенный у подножия холма, позади дворца, фонтан Нептуна, стал завершающим элементом паркового большого партера. В 1776 году началось рытьё бассейна, на котором четыре года спустя, незадолго до смерти Императрицы Марии Терезии, появился великолепный фонтан. Общая композиция этого произведения искусства, была разработана Иоганном Фердинандом Хецендорфом фон Хенбергом, а скульптурная мраморная группа, была выполнена мастером Вильгельмом Бейером.

В центре этой группы возвышается большая статуя бога Нептуна, стоящего с трезубцем на колеснице в виде гигантской раковины. Слева от него расположена сидящая нимфа, а справа стоящая на коленях морская нимфа Фетида, упрашивающая Нептуна, одобрить участие её сына Ахиллеса в походе на Трою. С XVI по XVIII века, образ Нептуна, несущегося на своей колеснице-раковине, использовался в символическом качестве, многими европейскими монархами. Первоначально скульптурная группа располагалась лишь на фоне украшенной вазами балюстрады, формирующей заднюю стену бассейна. В XIX столетии позади фонтана появились деревья, создающие подчёркивающий его красоту естественный фон.

Римские Руины

Римские Руины

В 1778 году у подножия Шёнбруннского холма, под руководством дизайнера Иоганна Фердинанда Хецендорфа фон Хенберга, был установлен уникальный ансамбль, рукотворных развалин, названный «Падение Карфагена», а в последствие переименованный в «Римские руины». Мода на подобного рода сооружения, зародилась в середине XVIII века в Англии, и за несколько десятилетий распространилась далеко за её пределы.

Этот необычный ансамбль состоит из прямоугольного бассейна, обрамлённого массивной полукруглой аркой с боковыми стенами, при взгляде на которую создаётся ощущение, что она медленно рушиться на землю. По центру находиться арка с фрагментами архитрава и бордюра, украшенными барельефом. В бассейне расположена группа статуй, представляющих богов рек Дуная и Эны, принадлежащая руке мастера Вильгельма Байера. Проход позади центральной арки, первоначально представлял собой каскадную террасу. Он приводит к статуе Геракла, борющегося с трёхголовым цербером, олицетворяющим зло. Под ногами у Геракла, изображена поверженная Гидра.

По поводу первоначального названия этой художественной композиции, стоит заметить, что в течение нескольких столетий Габсбурги были не просто монархическим домом Австрии, а правителями Священной Римской Империи, считавшие себя законными преемниками императоров античного Рима. Поэтому название «Падение Карфагена», должно было напоминать о славной страницы истории Рима, подчёркивая династическую принадлежность владельцев Шёнбрунна.

Пальмовый Дом

Оранжерея «Пальмовый Дом», расположена на территории бывшего голландского сада. Основана она была в 1881-82 годах. Сформирована она из трёх павильонов, общая длина которых составляет сто тридцать метров. Высота центрального павильона 28 метров, а два боковых павильона на три метра ниже. В каждом из них воссоздана собственная климатическая зона: в северном павильоне «холодная», в центральном «умеренная», а в южном «тропическая». Необходимые температуры поддерживаются при помощи системы парового отопления, что позволяет успешно выращивать здесь великое разнообразие различных представителей флоры со всех континентов.

Для своего времени конструкция павильонов «Пальмового Дома», являлось одним из новейших достижений строительных технологий. Пропорциональность выпуклых и вогнутых линий, центральных и боковых павильонов, придаёт всей структуре здания ощущение видимой лёгкости, несмотря на то, что железные несущие элементы и стеклянная обшивка обладают внушительным весом.

Глориетте

Проект Фишера фон Эрлаха предусматривал присутствие в парковом комплексе ещё одного здания, придающего законченность роскошному барочному ансамблю. Но его идея была воплощена позже в 1775 , когда Иоганн Фердинанд Хецендоф фон Хенберг реконструировал парк. В качестве завершающего строения, на вершине холма было возведено колонное здание, в стиле раннего классицизма, получившее название Глориетте.

Его структура состоит из центральной секции, в виде триумфальной арки, коронованной имперским орлом, восседающем на земном шаре. От неё отходят два боковых крыла с высокими полукруглыми арками. При Императрице Марии Терезии, пространство центральной секции было застеклено. Вся конструкция покоится на постаменте, через который пролегают роскошно декорированные лестничные марши. Помимо главных лестничных маршей, ведущих к центральной застеклённой секции, где сегодня расположено кафе, имеются дополнительные боковые лестницы, украшенные скульптурными изваяниями, выполненными мастером Иоганном Баптистом Хагенайером.

Основная часть колонн, капиталов, арок и других элементов Глориетте, были в свое время доставлены из недостроенного дворца Нейгебёде, возведение которого было начатого Максимилианом II, ещё в 1568 году. Оттуда же привезли бычьи головы украшающие бордюр центральной секции. В 1774 так и не увидевший своего завершения дворец Максимилиана, был отдан для нужд армии под пороховой склад. По указанию Марии Терезии, оставшиеся архитектурные элементы дворца, представлявшие художественную ценность, были демонтированы и доставлены в Шёнбрунн для реконструкции парка.

В течение XIX века, центральная застеклённая секция Глориетте, часто использовалась в качестве обеденного зала. Поблизости даже была выстроена кухня, которую, правда, в 1925 году удалили. Год спустя убрали и остекление. В 1945 году, во время окончания второй Мировой войны, часть восточного крыла была разрушена от попадания бомбы. В послевоенные годы она была восстановлена, но в 1994-95 годах, над Глориетте повторно провели тщательную реконструкцию, в ходе которой вновь застеклили центральную секцию.

Венский зоопарк

В 1752 году, Император Франц Стефан, проявлявший большой интерес в области естествознания, помимо Ботанического сада, основал на прилегающей территории первый зверинец. Основанный на проекте придворного архитектора Николаса Джейнота, зверинец представлял собой тринадцать вольеров для животных расположенных по радиусу, вокруг центрального павильона, работы над которым велись плоть до 1759 года. Каждый вольер имел собственный бассейн, а в задней части домик, дающий приют животным на ночь. Друг от друга вольеры отделяли высокие стены. . Любоваться животными имперская семья могла из центрального павильона, где она любила завтракать. Многогранный павильон, приподнят на небольшом постаменте, и через большие окна, даёт практически круговой обзор.

В 1779 году, наряду с садами, для широкой публики был открыт и зверинец. Иосиф II продолжал финансировать его развитие, и в течение 1780-ых годов, благодаря различным экспедициям, побывавшим в разных уголках мира, коллекция зверинца, была значительно пополнена. К сожалению, в то время, обслуживающий персонал не обладал достаточными знаниями и опытом по уходу за экзотическими для Европы видами животных, что часто приводило к их гибели. С началом XIX века, территория зверинца была расширена. В нём появились даже такие крупные животные как слоны и верблюды, и такие редкостные как кенгуру. В 1828 году в коллекцию зверинца поступил первый жираф.

В конце XIX века зверинец Шёнбрунна, был преобразован в современный Зоологический сад. В 1880 году, стены отделяющие вольеры друг от друга были удалены, и заменены решётками, что сделало обзор животных более удобным. В 1900 году, площадь зоопарка увеличилась в восточном направлении, до фонтана Нептуна, поглотив территорию бывшего малого фазанария. В 1914 году, в зоопарке содержалось около 3470 экземпляров животных. Это самая большая численность его обитателей за всё время существования.

Музей экипажей

В 1922 году в Шёнбрунне был создан музей экипажей, служивших ранее семье императора и венскому двору. Основу коллекции составили перевезённые сюда из дворца Хофбург парадные и церемониальные кареты, салазки и закрытые кресла, переносимые на руках. Самым известным экспонатом этого музея, несомненно, является роскошная карета, созданная в 1764 году по случаю коронации Императора Иосифа II, и используемая в дальнейшем и для других коронаций дома Габсбургов. Этот богато украшенный экипаж, обладает весьма внушительной массой, поэтому при транспортировке он был разобран и части, и затем собран заново на новом месте.

Оранжерея

Ещё во времена императрицы Вильгельмины Амалии, в садах Шёнбрунна, находилась теплица, для содержания цитрусовых деревьев. В 1754 году Император Франц I Стефан, уполномочил Николо Пакасси, построить новую оранжерею. Её размеры, 189 метров в длину и 10 в ширину, стали рекордными для подобных оранжерей, выполненных в стиле Барокко. Только оранжерея Версаля, обладает близкими размерами. Интерьер теплицы представляет собой последовательность небольших обогреваемых отделений. В жизни имперского двора оранжерея стала не только местом произрастания экзотических растений. Император Иосиф II, любил утраивать в ней роскошные празднества, расставляя банкетные столы, между рядами цветущих растений и деревьев. Во время одного из таких торжеств, в 1786, Моцарт впервые исполнил здесь свой знаменитый зингшпиль (разновидность музыкальной пьесы) «Импресарио».

Статьи по теме

Дворец

Парк и достопримечательности

История. Часть I

История. Часть II

История. Часть III

Замки по регионам