Замки Европы

Дворец Шёнбрунн. История

Schloss Schönbrunn

Вена

История. Часть II

Зимой 1742-43 года, началась новая работа над неоконченным зданием, постепенно превратившаяся в масштабный строительный проект, кульминацией которого стал прекрасный облик сегодняшнего дворца. Первая фаза реконструкции, длившаяся до 1746 года, проходила под руководством, архитектора Николо Пакасси, впоследствии ставшего имперским придворным архитектором. К 1746 году в восточном крыле были готовы палата для аудиенций и фешенебельные апартаменты Марии Терезии и Франца Стефана.

За год до этого была открыта обновлённая дворцовая часовня. Освящение состоялось 29 апреля 1745 года. Церемонию проводил архиепископ Вены, в присутствии Марии Терезии, её семьи и других членов двора. Первоначальная часовня была посвящена Марии Магдалине, но после восстановления её освятили в честь Богородицы Девы Марии. Реставрация часовни была одной из первостепенных задач, поскольку традиции повседневной жизни двора Габсбургов, предписывали обязательное ежедневное участие в церковных службах.

Императрица Мария Терезия

Сохранив внешнюю архитектуру здания, заложенную приблизительно в 1700 году Иоганном фон Эрлахом, Мария Терезия решает обновить внутреннее убранство часовни, придав ему более престижный роскошный облик. С 1743 года, над её интерьером, трудятся несколько известных, нанятых Марией, художников. Высокий мраморный алтарь, с боковыми пилястрами, завершаемый округлым фронтоном, вероятнее всего принадлежит работе Николо Пакасси. Венчающая его скульптура Святой Троицы, была выполнена Францем Колем. Роспись алтаря, изображающая Деву Марию, принадлежит кисти ведущего в то время, австрийского художника стиля Барокко, Пауля Трогера. Два других алтаря расположенных по обеим сторонам часовни, украшены картинами популярного венецианского живописца Джованни Баттисты Питтони, приглашавшегося многими дворами Европы. Позолоченные статуи Мадонны и Иоанна Крестителя, установленные в нишах также были выполнены Францем Колем. Ещё один известный австрийский художник Барокко, Даниэль Грэн, трудился над росписью потолка. Эта роспись изображает Марию Магдалину в окружении аллегорических представлений основных добродетелей: веры, надежды и милосердия.

Следующей стадией реконструкции дворца стало удаление центрального внешнего лестничного марша, который Фишер выстроил перед Парадной площадью. Это позволило увеличить пространство для прибывающих к дворцу экипажей, и получить возможность размещения над бельэтажем Большой и Малой Галереи. Параллельно в западном крыле на месте бывшего обеденного зала, для доступа на бельэтаж, построили Синюю Лестницу. Чтобы придать её соответствующий роскошный вид, были сохранены украшающие потолок фрески, выполненные Себастьяном Риччи в 1702-03 годах.

Император Франц I Стефан

В 1747 году постоянное увеличение численности имперской семьи, потребовало возведения в восточном крыле нового мезонина, вставленного между бельэтажем и верхним ярусом. Он предназначался для размещения детей императора и их прислуги.

Большая центральная Галерея, стала местом проведения торжеств, требовавших широкого пространства. Малая Галерея, стала использоваться для менее помпезных, семейных празднеств. Обитатели дворца могли быстро попасть в Большую Галерею, воспользовавшись новой Парадной Лестницей. Официальным гостям необходимо было, проделать длинный путь от Синей Лестницы, мимо палат аудиенций императора и императрицы, как то предписывали правила проведения придворных церемоний.

Вскоре после 1750 года, Мария Терезия, снова ощутила необходимость расширения дворца, доверив, как и ранее, планирование, и выполнение работы Николо Пакасси. Потребность в новых апартаментах, привела к вставке мезонина и в западном крыле. Это добавление восстанавливало внешнюю симметрию здания, и делало его фасад полностью завершённым.

Потолок Синей Лестницы, расписанный кистью Себаятьяна Риччи

Строительные работы второго этапа не ограничивались только созданием большого числа жилых помещений на верхних этажах и добавлением служебных построек. Одновременно шла работа по художественному оформлению церемониальных и государственных залов и комнат. Между 1755 и 1761 годами итальянский мастер Грегорио Гуглельми украсил прекрасными фресками сводчатые потолки обеих Галерей. Затем Альберт Болла, завершил их внутреннюю отделку, создав один из впечатляющих примеров изысканного интерьера стиля Рококо, в котором в этот период оформляется большинство комнат дворца, стены которых обильно украшены разнообразными причудливыми зеркалами и картинами.

В 1765 году внезапная смерть Императора Франца Стефана сильно потрясла Марию но, несмотря на это работа над дворцом не была остановлена. По случаю тяжёлой утраты, овдовевшая Императрица решает сделать мемориальными несколько комнат в восточном крыле. Мария не жалеет на это средств. Комнаты обшиваются дорогостоящими деревянными панелями, обработанными редкостными китайскими лаками, что позволило им, сохраниться в отличном состоянии и по сей день. Между 1769 и 1777 годами на первом этаже появились летние апартаменты Марии, где она любила проводить время в жаркие месяцы. Эти так называемые Комнаты Бергля (Bergl Rooms), были расписаны экзотическими пейзажными фресками.

Последним проектом, начатым Марией Терезией в 1770-ые года, стало декорирование и перепланировка сада. Эта часть работы была поручена придворному архитектору Иоганну Фердинанду Хецендорфу фон Хенбергу. Под его руководством в парке появились такие прекрасные сооружения как Глориетте, Фонтан Нептуна, Римские Развалины и Фонтан Обелиск. Кроме того аллеи, фонтаны и открытые площадки, украсили скульптурами выполненными Вильгельмом Бейером и его учениками. Когда Мария Терезия умирала, реконструкция дворца и парка, всё ещё не была окончательно завершена.

Комнаты Бергля
Комнаты Бергля
Комнаты Бергля

Любимое летнее место отдыха Марии Терезии, комплекс комнат созданных Иоганном Венцелем Берглем. Их стены и потолок покрывали живописные пейзажи, далёких миров, изобилующие изображениями экзотических птиц и животных. Восточные и юго-восточные комнаты занимал наследный принц Рудольф, а южные непосредственно Мария Терезия.

Статьи по теме

Дворец

Парк и достопримечательности

История. Часть I

История. Часть II

История. Часть III

Замки по регионам