Замки Европы

Замок Карлштейн

Hrad Karlštejn

Среднечешский край

Замок

Замок Карлштейн, по праву можно назвать одной из самых ярких жемчужин в «ожерелье знаменитых и прекрасных чешских замков». Являясь на протяжении долгого времени официальной королевской сокровищницей, замок сыграл не малую роль в истории не только Чехии, но и средневековой Европы.

До сегодняшних дней Карлштейн сохранил свою величественную красоту. Ещё при приближении к замку, можно восхититься как красиво и гармонично вписывается он в окружающий ландшафт. С трёх сторон его облегают высокие лесистые склоны. Сам замок, как и положено, по всем правилам готического фортификационного искусства, разместился на двух террасах, следующих одна выше другой. Вход в комплекс находиться на северной его оконечности. Это новые ворота, а раньше вход находился левее, в Башне Урсулка. Пройдя на юг вдоль стены внешнего двора, посетители подходят к входу на нижний двор.

Он пролегает через Часовую Башню. Снизу она служит лишь вторыми воротами. Вход на верхний этаж Часовой Башни, доступен с помощью примыкающей галереи. Здесь сохранился сложный часовой механизм времён правления императора Рудольфа II. Его главной частью служит цимбальный колокол отлитый бургграфом Карлштейна ещё в 1609 году. Спустившись по деревянной лестнице, можно попасть в классическую звонницу, где находиться так называемый колокол Святой Екатерины. Первоначально отлитый в эпоху Карла IV, в начале XVII века он был перелит заново. До XIX века, колокол служил на колокольне в юго-западной сторожевой башне, и только вовремя реконструкции его переместили на его нынешнее место. Звучание колокола Святой Екатерины можно услышать и сегодня в дни проведения торжественный мероприятий.

На нижнем дворе из исторических зданий, находиться дворец бургграфа. Здесь же сегодня расположены билетные кассы, а напротив них сувенирный киоск. Отсюда по лестнице можно пройти и к находящейся на западном конце Колодезной Башне. В её нижнем отделении находились пекарня и прачечная.

Со двора же находился и вход непосредственно в помещение, где находился насосный механизм. Основной его деталью было огромное колесо, приводимое в движение шагающими внутри него людьми. При вращении, в воду опускалась 70-ти литровая скоба. Непосредственно колодец имеет прямоугольную сужающуюся к низу форму, достигающую глубины около 80-ти метров. Стоит заметить, что это был не природный источник питьевой воды, а лишь резервуар, наполнявшийся с помощью примыкающих галерей, из ручья. В 1911 году замок был оснащён водопроводом и колодец перестал использоваться.

Пройдя через ворота Верхнего Двора, посетители оказываются перед Имперским дворцом, протянувшемуся почти на 50 метров, вдоль южной крепостной стены. Пространство 1-го этажа имперского дворца, начинается с Придворного Зала. Его ещё часто называют «прихожей» Рыцарского зала. Он служил местом сбора императорской свиты. Далее следует Манский (или Рыцарский) Зал. Подтверждая своё название, он служит хранилищем предметов рыцарского обихода. Между окнами, выставлено несколько красивых шкафов, в которых рыцари Карлштейна, хранили свои доспехи. Дверь каждого шкафа украшена гербом и именем рыцаря.

Пространство 2-го этажа, начинается с крупного Зала Предков и Банкетного Зала. Стены Зала Предков украшены крупнейшей коллекцией портретов Чешских правителей. Банкетный зал, находящийся рядом с Залом Предков, служил в качестве одного из основных залов для торжественных приёмов. Сегодня представленная в нём живопись является продолжением экспозиции портретов правителей Чехии и Священной Римской Империи, представленной в Зале Предков. Здесь же можно увидеть уникальные образцы драгоценной посуды периода средневековья и ренессанса, и расположенное у центральной колонны, приспособление для омовения рук, называемое лавадо. Далее находиться Зал Аудиенций. Точнее можно сказать, что это был официальный королевский кабинет.

За Залом Аудиенций начинаются королевские покои. Это место где отдыхал сам император Карл IV и его сын Вацлав, во время своих пребываний в Карлштейне. Спальня увешена роскошными тканями, служившими не только для украшения, но и для утепления. Она обставлена старинными сундуками и мягкой мебелью, максимально точно передающей обстановку королевских спален. Здесь же присутствует и оригинальная статуя Святой Екатерины Александрийской, датирующаяся периодом «прекрасного барокко» (1400-ые годы). Оканчивается имперский дворец, примыкающей полукруглой башней, в которой находиться часовня Святого Николая. Её настенная роспись, результат реставрационных работ XIX века, но в настоящее время ведутся работы по восстановлению оригинальной росписи XVI столетия.

Рядом с имперскими покоями, в северной пристройке находились помещения, используемые охраной. В XVI и XVII веках они служили для нужд Карлштейнского капитула, о чём свидетельствуют резные шкафы для хранения церковных одеяний, и украшающие стены портреты учёных и философов. Здесь можно увидеть большое распятие датируемое 1420 годом а в витринах фрагменты популярных в то время настольных игр, например уникальные игральные карты и шашки. Следует заметить, что Карлштейнский капитул, созданный ещё по указанию Карла IV, действует и по сей день. До сих пор под эгидой этого религиозного органа в замке проходят церковные мессы.

Со второго этажа Имперского дворца, можно по каменному переходу пройти в двухэтажную Марианскую Башню. Её второй этаж занимают известные костёл Святой Девы Марии и часовня Святой Екатерины. Первоначальная роспись костёла Девы Марии, датируемая 1357-ым годом, изначально состояла из 4 групп картин, из которых на сегодняшний день целиком сохранилась лишь одна.

Первая группа демонстрирует сцены вручения святых реликвий императору Карлу двумя другими царственными особами, один из которых французский дофин Карл, а другой Пьер де Лузиньян, король Кипра и Иерусалима. А также закладку лично императором Карлом, реликвий на хранение. На второй группе картин, частично разрушенной и занимающей большую часть стен, изображены сцены Апокалипсиса. Третья группа включала изображения Святой Троицы, Пророков и Апостолов, размещённых между фигурами Карла и трёх его жён. Четвёртая состоит из небольших сцен посвящённых Деве Марии.

Помещения, первого этажа Марианской башни, в разные периоды, предназначались под разные цели. Изначально, она хранила часть королевских сокровищ. В настоящее время сотрудники замка разместили здесь множество экспонатов, помогающих воссоздать реальное представление о королевских коллекциях сокровищницы. Среди них можно выделить уникальный набор церковных облачений XV-XVI веков, части пластинчатых готических доспехов, якобы принадлежавших Святому Вацлаву, а также весьма любопытный предмет как крокодилья голова, выдаваемая за голову дракона, поверженного Святым Георгием.

Из Марианской Башни, по деревянной навесной галерее посетители переходят в венец всего архитектурного ансамбля, Большую Башню. Расположенная на её южной стороне лестница, ведёт на второй этаж в святую святых Карлштейна – часовню Святого Креста. Роспись лестницы Большой башни, включала в себя три цикла изображений. Первый изображал житие Святой Людмилы, второй жизнь Святого Вацлава, а третий демонстрировал правителей Чехии и другие важные исторические персоны. Над входом в часовню Святого Креста, красовалось изображение Карла IV, стоящего перед реликвенным крестом и читающего книгу, в сопровождении императрицы, наследника престола, будущего Вацлава IV, его жены и высшего духовенства. Свод украшали ангелы с музыкальными инструментами. Здесь же были найдены даже замурованные в стену мощи.

Внутри часовни Святого Креста
Колокол часовни Святого Креста.
Работы мастера Теодориха, украшающие стены часовни Святого Креста.
Работы мастера Теодориха, украшающие стены часовни Святого Креста.
Работы мастера Теодориха, украшающие стены часовни Святого Креста.

Часовня Святого Креста освящена в 1365 году, и долгое время служила хранилищем королевских регалий. В стенах часовни сохранилось уникальное собрание живописи руки великого портретного мастера средневековой Богемии Теодориха. В её состав входит около 130 картин, на которых запечатлены портреты ангелов, святых и религиозных деятелей. Все они по замыслу автора составляли «Небесное воинство», призванное стоять на страже Карлщтейнской сокровищницы. В верху центре композиции, находиться изображение распятия.

Конечно же, такой известный замок, как Карлштейн не может быть овеян множеством различных легенд. Здесь и легенда о том, что в замок не могли, входить женщины, хотя она просто является преувеличением фрагмента капитульного устава запрещавшего спать с женщинами в башнях сокровищницы. И леденящая душу история о жене бургграфа умертвившей 14 человек. И повествование о слепом музыканте, спасшего знатного гостя от его коварного слуги. Но помимо интересных легенд в биографии замка было множество и реальных исторических событий, подтверждённых документально. На последующих страницах материала можно найти краткий исторический очерк замка Карлштейн, одного из самых значимых символов культуры и истории Чехии.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

www.hradkarlstejn.cz

Статьи по теме

Замок

История. Рождение шедевра

История. От величия до забвения

Замок Карлштейн на карте

Замки по регионам