Замки Европы

Замок Вранов над Дыей

Zámek Vranov nad Dyjí

район Зноймо / Южноморавский край

Замок

Замечательный замок Вранов расположен недалеко от южной границы Чехии, в западной части национального природного парка Подыйе. Этот исторический памятник - яркий, хорошо сохранившийся пример архитектуры европейского барокко. В своей долгой истории, начинающийся с 1100 года, он прошёл эволюционный путь от пограничной готической крепости до роскошного аристократического дворца. Преображение Вранова началось в конце XVII столетия, когда его тогдашние владельцы из знатного рода Алтьманн, начали перестройку старого готического замка, сильно пострадавшего в ходе Тридцатилетней войны и пожаров. По проекту знаменитого архитектора Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха возводится первое впечатляющее здание – Зал Предков. После него, под руководством того же Фишера фон Эрлаха, строиться другое впечатляющее сооружение – замковая часовня Святой Троицы. В XVII веке Альтанныза залом предков возникает господский двор границы, которого обрамляют крылья нового барочного дворца. После Альтаннов замков владел польский род Мнишеков. Основанная ими знаменитая фабрика Врановского фарфора, принесла здешней области широкую известность и экономическое процветание. До начала второй Мировой войны в замке проживала родственное Мнишекам, семейство Стадницких. Сегодняшний ансамбль Вранова (Барочный дворец и сохранившиеся элементы средневековой крепости), объявлен объектом культурного национального наследия и взят под охрану государства.

В настоящее время туристам, прибывшим в замок, предлагаются для осмотра Зал Предков, Часовня Святой троицы и многочисленные дворцовые залы, салоны и комнаты.

За парадной лестницей, расположенной в восточном крыле, господского двора начинается приёмный зал. Это овальное помещение со сводчатым потолком, украшенным живописной росписью XVIII века. Через его двери можно пройти в Зал Предков и представительские комнаты первого этажа. В этом же дворцовом крыле находятся спальня Марии Анны Пиньятелли и Большой Обеденный Зал.

Большой Обеденный Зал был местом, где за трапезой собирались члены хозяйской семьи и их уважаемые гости. Сегодня как бы подчёркивая его предназначение в центре зала, стоит стол, сервированный дорогой посудой. Все столовые предметы изготовлены на знаменитой Врановской фабрике, основанной в XIX веке, польскими владельцами замка Мнишеками. В конце XVIII века при господстве Михаэла Иосифа Альтанна (последнего владельце из рода Альтанн), стены зала украсили расписные холсты. В углу представлен портрет его бабушки Марии Анны, маркизы Пиньятелли, являвшейся доверенным лицом императора Карла VI.

Интерьеры Врановского дворца
Интерьеры Врановского дворца
Интерьеры Врановского дворца

В южном крыле в основном расположены комнаты, связанные с частной жизнью владельцев Вранова. Каждое из помещений имело своё чёткое предназначение и примечательные особенности. В Официальном Салоне, известном также как «Разговорный Салон», хозяева и гости отдыхали после приёма пищи, ведя светские беседы, обсуждая не только личные, но и государственные вопросы. Среди других комнат есть салон, посвящённый знатному роду Альтанн и салон Наполеона. Салоны, где представлены многочисленные предметы из фарфора и фаянса, произведённые на Врановской фабрике. На стенах одного из них висят картины показывающие замок, таким, каким он выглядел в середине XIX века. Они принадлежат кисти французского художника Жозе Доре, ставшего в последствие директором Врановской фабрики. Очень интересен и Восточный салон, выполненный в китайских мотивах.

Интерьеры Западного крыла в основном посвящены польскому периоду истории Вранова, это Салон джентльменов, «Швейцарские комнаты, картинная галерея, студия Снислава Мнишека и библиотека. Салон джентльменов напоминает о временах, когда в замке хозяйничал Станислав Мнишек. «Швейцарские комнаты» изначально служили в качестве спален. Своё название они получили в XIX столетии, когда на их стенах появились красочные горные пейзажи. В картинной галерее собраны полотна голландских и австрийских художников XVII-XIX веков. В студии Станислава Мнишека представлены семейные портреты рода Мнишек. Над столом висит прекрасный портрет Елены Мнишек, рядом с изразцовой печью портрет её мужа Станислава. На одной из стен в окружение образцов старинного оружия представлен большой портрет отца Станислава, Адама Мнишека. В четырёх комнатах библиотеки, собрано примерно 10 тысяч книг. Они включают в себя французские, немецкие и польские издания конца XVIII и XIX века, как художественные, так и научно-публицистические в области журналистики, философии, театрального искусства, географии и истории.

Зал предков

Зал предков
Внутри зала предков
Зал предков. Роспись
Зал предков. Роспись

Инициатор постройки этого зала, граф Михаэль Иоганн II фон Альтанн, желал иметь в своей Врановской резиденции монументальное сооружение подчеркивающее великолепие его родового дома, знатность рода и древнее происхождение династии. Реализовывать его честолюбивые планы должен был придворный архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Его оригинальное решение воплотилось в виде просторного овального зала, по периметру которого в специальных нишах разместились статуи настоящих и вымышленных предков Альтаннов. Над головой каждого персонажа находится его герб. Между нишами вырублены большие окна, чтобы наилучшая освещённость приходилась на центр зала. Росписью сводчатого потолка занимался австрийский художник Иоганн Михаэль Роттмайер. Согласно моде периода барокко, она изображает аллегорические сцены с участием известных героев древнегреческой мифологии, таких как Геракл, Орфеё, Персей, Тесей и другие.

Часовня Святой Троицы

Часовня Святой Троицы

Часовня Святой Троицы, построенная в период 1699 по 1700 годы, прекрасный пример церковной архитектуры периода барокко. Она была создана по проекту гениального Фишера фон Эрлаха, после окончания работ над Залом Предков, как бы продолжая фамильную тему знатного дома Альтанн, поскольку под ней должен был находиться семейный склеп.

Вдоль окружности центрального нефа, имеется шесть полукруглых ниш. В трёх из них расположены алтари, остальные три закрыты дубовыми дверями. Все алтари выполнены в мотивах Святой Троицы. На центральном алтаре, над фигурами ангелов, находятся фигуры Бога Отца и Иисуса Христа. На боковых алтарях центральное место занимают статуи святых связанных с погребением усопших. На одном фигура Святой Варвары – покровительницы умерших. Надругом фигура Святого Михаила, проводника душ по дороге в Рай.

Роспись центрального купола, изображает Архангела Михаила поражающего огненным мечом Сатану и мятежных ангелов. Работа, датируемая 1700-ым годом, принадлежит кисти венского художника Игнаца Хейница фон Хезенталя. Потолочные фрески над алтарями посвящены библейскому сюжеты о пребывание Адама и Евы в Эдемском саду, и знакомству их с запретным плодом, а также теме Страшного Суда и последней битвы.

С 1702 года при часовне состоял постоянный капеллан. В XVIII веке она использовалась семьёй Альтанн, в XIX польскими владельцами Мнишеками и Стадницкими. После 1948 года, по причинам связанным с государственной идеологией, проведение молебнов в часовне были прекращено. Только в 1990 года, она была вновь восстановлена своём качестве. В настоящее время здесь проводятся духовные службы, экскурсии, концерты органной музыки и художественные выставки.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

www.zamek-vranov.cz

Статьи по теме

Замок

История

Замок Вранов над Дыей на карте

Замки по регионам