Замки Европы

Замок Блуа

Château de Blois

Луар и Шер / Центр

Архитектура. Крыло Людовика XII

После вступления на французский престол в апреле 1498 года Людовика XII, через небольшой период времени начинается масштабная реконструкция замка. Блуа был и оставался любимейшей резиденцией монарха с момента его рождения здесь тридцать шесть лет назад. Официальная история гласит, что в декабре 1498 года «в Блуа работали каменщики», что может указывать на время начала реконструкции. Строительство продвигалось достаточно энергично. Вот что писал по поводу перестройки королевской резиденции в конце 1500 года известный хронист Жан де Этон (Jean d’Auton): «Такая новизна и такое великолепие. Воистину он достоин, служить королю». Вполне вероятно, что к декабрю 1501 года, новый дворец был полностью завершён, поскольку был готов оказать роскошный приём эрцгерцогу Австрии Филиппу Красивому и его супруге Хуане Кастильской, известной также как Хуана I Безумная, следовавшим из Брюсселя в Мадрид.

Последующие работы в замке проводились уже во времена совместного правления Людовика XII и Анны Бретонской. В ноябре 1508 года епископ Марселя и духовник королевы Антуан Дюфо освятил восстановленную часовню Сент-Кале, вплотную примыкающую к крылу. Галерея, фланкирующая часовню, служила переходом между новым крылом и другим жилым крылом, расположенным в дальнем конце двора. Это последнее крыло имело фасад из камня и кирпича и террасу с видом на двор. Вероятно, оно было старше нового крыла и носило прозвище «Perche aux Bretons», поскольку, скорее всего, служило местом проживания гвардейцев королевы и её свиты.

Доподлинно не известно имя архитектора построившего крыло Людовика XII. Известно лишь, что в ходе одного из расследований, проводившихся в Бурже в 1508 году, некий мастер каменщик Колен Биарт (Colin Biart) утверждал, что родился в Амбуазе в 1460 году, и принимал участие в строительстве многих замков, в том числе и замка Блуа. Он также курировал строительство моста Нотр-Дам в Париже в 1500 году и части собора в Бурже (1508- 1515). В Амбуазе Колен Биарт находился на должности «ответственного по доставке стройматериала для зданий», а позже он упоминается как «мастер-каменщик города Блуа», что, несомненно, делает его, причастным к строительству крыла Людовика XII.

Со стороны внешнего двора крыло Людовика XII имеет массивный кирпичный фасад с высокими окнами, как на самом фасаде, так и на мансардах. Балконы, выходящие из апартаментов короля и королевы, позволяли им любоваться им рыцарскими турнирами, проводящимися на внешнем дворе. В нише над проходом расположена статуя Людовика XII восседающего верхом в парадных доспехах. Эта статуя, установленная в 1857 году, является лишь копией оригинальной статуи разрушенной во время Французской Революции.

Со стороны внутреннего двора крыло Людовика XII выглядит менее массивно. Эту легковесность придаёт ему открытая галерея первого этажа с резными колоннами. С обеих сторон здания находятся лестничные башни. Квадратная башня с левой стороны (северная сторона) является главной лестницей. К ней примыкает переход, по которому можно попасть в дальние комнаты. На скульптурной панели лестничной башни, можно полюбоваться на изображение дикобраза увенчанного короной. Людовик XII выбрал это животное в качестве своей королевской эмблемы за его известную способность молниеносно выбрасывать острые колючки в случае опасности.

Крыло Людовика XII гармонично сочетает в себе черты традиционного готического стиля с постепенно входившим то время в моду новым Итальянским стилем. Конструкции из кирпича и камня по-прежнему имели широкое распространение во Франции и Фландрии XV-го века. К элементам готического стиля, характерного для французской архитектуры XIV века, можно отнести такие элементы как: готический декор, обрамляющий верхние части окон, выдающиеся из фасада лестничные башни с круто наклонёнными крышами и высокими мансардными окнами. Ренессанс же представлен в незначительной степени в орнаментных деталях на опорах и под карнизом лестницы, и в большей степени он проявляется в присутствии открытой галереи на уровне первого этажа и закрытых галерей над нею. Эти галереи позволяли с легкостью добраться до любой комнаты, не проходя при этом через другие, как это приходилось делать в старых замках.

Сегодня на первом этаже крыла располагаются кассы и магазин сувениров. Второй этаж отдан под коллекции музея изобразительных искусств. Этот музей занимает бывшие апартаменты Людовика XII и Анны Бретонской. Через большой зал с каминами можно пройти к палатам короля по одной стороне зала и к палатам королевы по другой. Огромные зальные камины, украшенные королевскими символами, были реставрированы в XIX веке Феликсом Дюбаном, который взял за образец королевские эмблемы из «Книги Часов» Анны Бретонской. Он же соместно с Жилем де Морандьером в 1870 году воссоздал заново лицевой фасад часовни Сент-Кале, неф которой демонтировали ещё в XVII веке. Интерьеры часовни подсвечены высокими витражами, изображающими сцены из истории Франции. Эти витражи разработал в 1957 году мастер-стекольщик Макс Ингрэнд.

Статьи по теме

История. Часть I.

История. Часть II.

Архитектура. Крыло Людовика XII.

Архитектура. Крыло Франциска I.

Замки по регионам