Замки Европы

Замок Блуа

Château de Blois

Луар и Шер / Центр

Архитектура. Крыло Франциска I

1-го января 1515 году на престол Франции всходит Франциск I. За шесть месяцев до этого он женится на юной Клод Французской. Клод росла и воспитывалась в Блуа и всегда испытывала трепетное отношение к замку своего детства. В июле 1515 король назначает казначея «поверенным за ведение и оплату счетов по строительству шато Блуа». Дошедшие до нас письменные свидетельства повествуют о том, что финансирование продолжалось вплоть до сентября 1518 года. Но вполне вероятно, что работы продолжались и после этой даты, что подтверждает недавний анализ годичных колец древесины, согласно которому лес, пошедший на строительство замка, был срублен между 1516 и 1518 годами.

Кто же был архитектором этой части шато Блуа? Вполне вероятно, что Франциск I известный своей склонностью к архитектурному искусству, принял личное участие в проектировании будущего крыла. Но кто претворил этот проект в жизнь? В то время в период с 1512 по 1530 годы в Блуа проживал бывший ученик Джулианно да Сангалло, итальянский архитектор Доминико ди Кортони. Назначенный королевским архитектором он в 1519 году выполнил проектный макет замка Шамбор, а в 1533 был вызван в Париж для строительства здания новой городской ратуши. С уверенностью можно полагать, что он принял непосредственное участие при подготовке к строительству крыла Франциска I. Непосредственно руководить строительство было поручено мастеру-каменщику Жаку Сюрдо. После работ в Амбуазе в 1495, Сюрдо с 1502 года проживает в Блуа. Королева Клод выделила для него участок земли, чтобы он мог построить собственный дом. В документе 1518 года он упоминается как «основной мастер каменных работ шато Блуа».

Крыло Франциска I предстаёт перед вами в достаточно разных аспектах в зависимости от того как вы на него смотрите: с внешней стороны замка или со стороны внутреннего двора. При взгляде из внутреннего двора видно, что силуэт здания выдержан в средневековых традициях. Это массивное строение, увенчанное высокой крутой крышей с мансардными окнами и внушительной многоугольной лестничной башней. Из этого становится очевидным, что крыло Франциска I строилось на основе предшествующей средневековой конструкции, которую естественно увеличили по всем направлениям и облицевали новым фасадом.

Конструкция выступающей многоугольной лестницы, построена на контрасте между тяжёлыми несущими опорами и открывающимися на каждом витке спирали балконами, образующими лоджии, придающие ей вид изящной воздушности. В ту пору эти балконы были модными театральными ложами. Для обитателей королевского дома было важно не только хорошо видеть представление, даваемые на внутреннем дворе, но и при этом видеть реакцию самого короля, поэтому выбирая в качестве места просмотра лестничную ложу, Франциск I, был прекрасно виден всем присутствующим.

Фасад и лестницу украшают многочисленные королевские эмблемы: саламандры, увенчанные коронами (эмблема Франциска I) и монограммы F и C (короля и королевы). При взгляде на всю композицию фасада видно асимметричное расположение лестницы. Это вызвано разрушением четверти крыла при реконструкции, предпринятой Гастоном Орлеанским в XVII столетии. Первоначально лестница находилась посередине фасада.

С внешней стороны, где во времена Людовика XII и Франциска I предположительно располагались террасные сады, перед зрителем во всей своей красе предстаёт Фасад Лоджий (Facade des Loges). Такое название он получил из-за многочисленных балконов, ведущих во внутренние комнаты. Выполнен он по итальянской модели, аналогично Фасаду Лоджий, построенному в Ватикане. Однако если в Риме галереи служили реальными переходами, то лоджии Блуа – это отдельные балконы, не соединяющиеся друг с другом. Кажущееся горизонтальное непрерывное расположение лоджий, подчеркнуто надстроенным в итальянском стиле аттическим ярусом, формирующим галерею, разделённую уходящими под крышу колоннами. Нижние ярусы на уровне парапетов лоджий, украшают эмблемы Короля, его матери и его супруги Клод.

Расположение интерьеров крыла Франциска I частично продиктовано тем, что здание строилось с двух сторон от несущей средневековой крепостной стены. Со стороны внутреннего двора комнаты занимают бывшие средневековые помещения, в то время как внешнюю сторону занимают галереи и палаты, составляющие фасад Лоджий. Внутреннее художественное оформление королевских апартаментов на первом и втором этажах, было полностью обновлено в XIX веке Феликсом Дюбаном. Однако в Королевском Зале, часть скульптурных декораций на двух богато украшенных каминах, сохранилась в первозданном виде с XVI века. Кроме того, так называемый кабинет Королевы (который фактически предназначался для Франциска I), является единственным королевским кабинетом во Франции, где сохранилась оригинальная отделка помещения деревянными панелями.

Статьи по теме

История. Часть I.

История. Часть II.

Архитектура. Крыло Людовика XII.

Архитектура. Крыло Франциска I.

Замки по регионам